cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Bassomania. Шаляпин

Шаляпин


13 февраля 1873г. во городе во Казани родился величайший русский певец, ставший символом России, Фёдор Иванович Шаляпин. Родился он в бедной крестьянской семье, с детства пел в церковном хоре, у мальчика был красивый дискант; и даже самостоятельно учился игре на скрипке. Чуть ли не с 9 лет мальчик работал, сначала учеником токаря, сапожника, переплетчика...

В 1883 году 10-летний Федя в первый раз попал в театр. Ему удалось достать билет на галерку. Давали «Русскую свадьбу» П. П. Сухонина. Вспоминая этот день, Шаляпин писал позднее: "И вот, я на галерке театра… Вдруг занавес дрогнул, поднялся и я сразу обомлел очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса".

Посещение театра решило судьбу Шаляпина. Мальчик стремился попасть едва ли не на каждый спектакль. В 80-е годы XIX века на сцене казанского театра играли замечательные мастера. Газеты восхищались игрой Писарева, Андреева-Бурлака, Свободиной-Барышевой, Иванова-Казельского и других. Не удивительно, что десятилетний мальчик всерьез увлекся театром. В 1886 году появилась в городе и оперная труппа Медведева. Большое впечатление произвела на юного Шаляпина опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Федор Шаляпин делает выбор - он хочет быть артистом. Отец пытался приставить сына к «делу» и отправил его в Арское училище, обучаться на столяра. Но вскоре заболела его мать, и для ухода за ней Федор возвратился в Казань.

На казанской сцене состоялись дебюты Шаляпина как артиста и певца. Сначала он работал в театре статистом, а в 1889 году впервые спел сольную партию в любительской постановке «Пиковой дамы». Ему было всего 16 лет!

В те годы Фёдор поступил в увеселительный хор Серебрякова, здесь произошла его встреча с Максимом Горьким. Горького в хор приняли, а Шаляпина нет. Не познакомившись друг с другом, они расстаются, чтобы встретиться в Нижнем Новгороде в 1900 году и подружиться на всю жизнь. В 17 лет Шаляпин покинул Казань, и поехал в Уфу, подписав контракт на летний сезон к Семенову-Самарскому. В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Из воспоминаний самого Федора Шаляпина: «По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил. Несмотря на печальный инцидент (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне и другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого».

В 1922 году Федор Иванович Шаляпин уехал из России в эмиграцию, официально - на гастроли. Решение покинуть Россию к Шаляпину пришло не сразу. Из воспоминаний певца:

«Если из первой моей поездки за границу я вернулся в Петербург с некоторой надеждой как-нибудь вырваться на волю, то из второй я вернулся домой с твердым намерением осуществить эту мечту. Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя… Жить за границей одному, без любимой семьи, мне не мыслилось, а выезд со всей семьей был, конечно, сложнее - разрешат ли? И вот тут - каюсь - я решил покривить душою. Я стал развивать мысль, что мои выступления за границей приносят советской власти пользу, делают ей большую рекламу. «Вот, дескать, какие в «советах» живут и процветают артисты!» Я этого, конечно, не думал. Всем же понятно, что если я неплохо пою и неплохо играю, то в этом председатель Совнаркома ни душой, ни телом не виноват, что таким уж меня, задолго до большевизма, создал Господь Бог. Я это просто бухнул в мой профит.

К моей мысли отнеслись, однако, серьезно и весьма благосклонно. Скоро в моем кармане лежало заветное разрешение мне выехать за границу с моей семьей…

Однако в Москве оставалась моя дочь, которая замужем, моя первая жена и мои сыновья. Я не хотел подвергать их каким-нибудь неприятностям в Москве и поэтому обратился к Феликсу Дзержинскому с просьбой не делать поспешных заключений из каких бы то ни было сообщений обо мне иностранной печати. Может ведь найтись предприимчивый репортер, который напечатает сенсационное со мною интервью, а оно мне и не снилось. Дзержинский меня внимательно выслушал и сказал: - «Хорошо».

Спустя две-три недели после этого, в ранее летнее утро, на одной из набережных Невы, поблизости от Художественной Академии, собрался небольшой кружок моих знакомых и друзей. Я с семьей стоял на палубе. Мы махали платками. А мои дражайшие музыканты Мариинского оркестра, старые мои кровные сослуживцы, разыгрывали марши.

Когда же двинулся пароход, с кормы которого я, сняв шляпу, махал ею и кланялся им - то в этот грустный для меня момент, грустный потому, что я уже знал, что долго не вернусь на родину, - музыканты заиграли «Интернационал»…

Так, на глазах у моих друзей, в холодных прозрачных водах Царицы-Невы растаял навсегда мнимый большевик - Федор Шаляпин».

Федор Иванович Шаляпин умер 12 апреля 1938 года, в Париже. В 1984 году прах Шаляпина был перевезен из Парижа в Москву.




P.S. Хочу привести отрывок из воспоминаний актера Александра Алексеевича Остужева (Пожарова) о Шаляпине. (Это скорее может заинтересовать профессиональных певцов и тех, кто обучается вокалу).

Рассказ актера Остужева (в пересказе Ираклия Андронникова):

Вдруг к нему (К Шаляпину!) подходит ларинголог. И спрашивает:

«Феденька! Мальчик! Как твое горлышко?»

«Ничего, в порядке!»

«Ну, не ленись, детка! Покажи мне свою глоточку!»

«На, смотри! Ахааааааа...»

И тогда все, кто был в комнате, перестали брехать, подошли к Шаляпину и, оттесняя друг друга, стали заглядывать ему в рот. И выражали при этом бурные одобрения. А он очень спокойно показывал... Робко приблизился к Шаляпину и я:

«Федор Иванович! А мне нельзя? Посмотреть?»

Он повернулся:

«А ты где был-то?.. У дверей стоял?.. А чего ж не подходил?.. Побоялся?.. Маленький!..

Гляди не заплачь! Ты что, один остался непросвещенный? Жаль мне тебя, темнота горькая!..

Так уж и быть -посмотри!»

Раскрыл рот...

Остужев делает долгую паузу. Потом выкрикивает, с жаром:

Вы не знаете, что я увидел!!!

- КРАТЕР !!!

Полная напряжения пауза -и снова яростный возглас:

- Нёбо?!.

Из ладоней образуется круглый свод:

- КУПОЛ!!! Он уходит под самые глаза!.. И вот под этим куполом рождается неповторимый тембр шаляпинского баса!.. Наконец Шаляпин закрыл рот и спросил:

«Ты что? Не нагляделся еще?.. А чего ты так выпучился? Не бойсь! Не проглочу! А теперь ступайте отсюда все! Работать не даете! Осточертели! Дьяволы!..»

...Кончился спектакль. Приезжаю домой. Первое, что я делаю, -беру зеркальце, чтобы посмотреть, какая у меня глотка!.. ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО Я УВИДЕЛ!!!

Остужев складывает два указательных пальца и чуть раздвигает их:

- ГОРЛО ПИВНОЙ БУТЫЛКИ!.. Нёбо?! ПОТОЛОК В ПОДВАЛЕ!.. Язык?.. Как КУЛАК торчит во рту. А дальше -потемки дремучие!..

На другой день встречаю в Камергерском приятеля -очень культурный человек, окончил консерваторию, много писал о певцах. Рассказываю:

«Был за кулисами у Шаляпина -непостижимое чудо природы!.. Гортань, -показываю, -во!.. Нёбо -во!..»

Никакого эффекта! Не ахнул, не улыбнулся... Потом говорит:

«Тебе, дураку, это внове. А нас, людей сведущих, этим не удивишь. Я горло Шаляпина знаю. Согласен с тобой -это чудо! Но не природы! Это -чудо работы, систематической тренировки... У Шаляпина от природы -великолепный бас, -редчайшие связки! И обыкновенная глотка. Но его первый учитель пения, Усатов, специальными упражнениями сумел поднять ему мягкое нёбо, расширил стенки гортани, он выучил Шаляпина -ну как бы тебе объяснить? -полоскать горло звуками...

Использованы материалы с сайта http://to-name.ru

Tags: bassomania, Опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments