cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Category:

Русские вундеркинды

Из архивов журнала "Музыкальная жизнь" (№ 17-1990)
80
«Возникающие артисты»

Первый вундеркинд появился в Петербурге очень давно, в 1759 году.

«В большой Мещанской, в каменном доме г. советника Вишнякова у музыкального мастера Загольмана продаются разные музыкальные инструменты, у нево же есть мальчик 8 лет, который к удивлению играет на скрипке трудные концерты, а притом изрядно поет и танцует. Кто желает ево слушать, может приезжать по субботам ввечеру в 6-м часу в помянутую квартиру, а ежели пожелает кто слушать ево у себя на дому, тот должен прислать за ним, когда угодно», - сообщали «Санкт-Петербургские ведомости» за 1759 год. Историк музыки П. Столпянский в своей книге «Музыка и музицирование в старом Петербурге» приводит любопытные сведения о вундеркиндах XVIII-XIX веков, почерпнутые из газет того времени.

Те же «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали в 1792 году:«Недавно сюда приехавшая российская уроженка девятилетняя девица Генсен будет иметь честь с некоторым тенористом дать большой вокальный и инструментальный концерт, на котором они будут петь Итальянские и Французские арии, а заключительно вокальное дуо (дуэт). Всяк слушатель может нежностью голоса и искусством столь малолетней девицы в удивление приведен быть.
 Она же, полагая свое благополучие в одобрении и похвале толь высокопочтенной публике, употребит все свое старание для достижения предмета своего желания».

Вот о вундеркинде Бернаре, концертировавшем в Петербурге в 1824-25 годах, пишет вездесущий Фаддей Булгарин, который очень любил находить и рекламировать юных гениев: «Дитя виртуоз Бернар наделен от природы редким дарованием… Он играл на фортепиано самые трудные соло из Фильда и Гуммеля. Точность, быстрота, понижение и усиление звуков, свобода и верность в самых трудных пассажах, наконец, вся его искусная игра далеко превышает меру способностей, которые можно предложить в столь нежных летах: ему нет от роду девяти еще лет. Кажется, он едва в силах захватить сколько требуется для простейшего аккорда, а, между тем, целый ряд аккордов пробегает легко и твердо… Наружность его бесценна для наблюдателя: большие черные глаза, воспламеняющиеся во время игры, и движение губ, мерное качание головою, все в нем одушевлено, ясно показывает, что он чужие мысли произносит не механически… Таков был Моцарт в подобном возрасте. Счастливое сходство для нашего возникающего артиста! Душевно желаем, чтобы в совершенных летах он явился достойным сподвижником творцу Дон Жуана, Реквиума и стольких бессмертных произведений». («Литературные листки», 1824г.)

Прогнозы Булгарина не сбылись - возникающий артист Бернар в Моцарта не превратился.  Сохранились интересные сведения о целых семействах вундеркиндов. «Северная пчела» сообщала в 1834 году: 
«Появляется маленький гений: 13-летний сын Маурера, Александр с большим виолончелем, которого он немножко выше и который еще в детских руках пленяет не только слушателей вообще, но и самих артистов. Юный виртуоз играл прекрасные вариации отца своего и – как великий Ромберг – без нот… сколько мыслей!
… На сцену вышел новый маленький гений со скрипкою в руках, сын же Маурера, Всеволод 15 лет. Он играл фантазию из Лафонтовой оперы «Леокадия», играл душами, умиленными собственною фантазией при таком очаровании взора и слухов.
… Наконец вслед за сыновьями вышел и отец».

А вот и первые сведения о появлении в Петербурге будущего выдающегося русского музыканта Антона Рубинштейна:
«На днях приехал в С.-Петербург молодой пианист Рубинштейн. Давно уже иностранные газеты расточали похвалы молодому русскому артисту, и мы думали, что это недоразумение или просто мистификация, потому что не слыхали в России о молодом пианисте, о котором в иностранных газетах писали, что если ввести человека с завязанными глазами в залу, где играет молодой человек, даже знаток подумает, что играет Лист. Когда он (Рубинштейн) победит величайшую трудность, - говорит французский журнал, - он делает презабавную насмешливую гримасу, а когда начнут ему аплодировать, он хохочет. Впрочем в Париже было ему 10 лет, а теперь он уже старик по 13 году! Это точно игра натуры или ее каприз». («Северная пчела», 1843г. )

Tags: Музыка, вундеркинды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments