cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Category:

Джованни Баттиста Перголези

ВК рассказывает: 4 января 1710 года родился один из важнейших композиторов итальянского барокко – Джованни Баттиста Перголези. Как Моцарт и Шуберт, он остался в истории музыки трагической фигурой юного гения, вырванного из жизни в самом расцвете сил. Его карьера продлилась менее декады: в возрасте 26 лет композитор умер от туберкулеза, успев, однако оставить после себя очень значимое наследие. Перголези создал не только несколько блестящих опер-сериа, но и первые в истории жанра оперы-буффа, а также множество произведений духовной музыки, включая подлинную жемчужину – кантату “The Stabat mater”.

Перголези родился на юге Италии в городе Джези. Его настоящая фамилия – Драги (Giovanni Battista Draghi), а Перголези – прозвище, указывавшее на место происхождения его предков: Pergolesi – жители города Pergola. Отец будущего композитора, Франческо Андреа Драги-Перголези, был смотрителем земель аристократов, живших в Джези и окрестностях. Один из них стал крестным отцом Перголези. Двое братьев и сестра Перголези умерли во младенчестве, а сам Перголези, очевидно, с детства страдал слабым здоровьем, и у него, помимо прочего, была постоянная хромота.

Согласно некоторым свидетельствам, подлинность которых, впрочем, трудно подтвердить, в детстве Перголези учился музыке у капельмейстера Джези, Франческо Санти. Позднее местный аристократ-покровитель, маркиз Кардоло Мария Пьянетти, почувствовал в мальчике талант и отправил его в Неаполь получать образование в одной из лучших итальянских консерваторий того времени: Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo. Там Перголези учился у Гаэтано Греко, Леонардо Винчи и Франческо Дуранте. Помимо композиции, он занимался пением и игрой на скрипке. Незадолго до окончания обучения – летом 1731 года – Перголези представил публике свою первую духовную оперу, «Святой Вильгельм Аквитанский», поставленную в монастыре Sant’Agnello Maggiore. Она была достаточно успешной – настолько, что ее продолжали исполнять и после смерти композитора.

Закончив учиться, Перголези получил первый заказ на светскую оперу. Однако написанная им “Salustia” успеха не принесла: буквально накануне премьеры, которая состоялась в январе 1732 года, умер исполнитель главной партии, кастрат Николо Гримальди, и композитору пришлось наспех переписывать остальные роли. Тем не менее талант Перголези сумел оценить принц Фердинандо Колонна Стильяно, придворный вице-короля Неаполя, и пожаловал молодому композитору пост своего капельмейстера. Вскоре после этого Перголези добился первого большого успеха с комической оперой “Lo frate ‘nnamorato” (Влюбленный монах), слова который были написаны на неаполитанском диалекте. Она оставалась очень популярной еще по крайней мере четверть века.

В тот же период Перголези заказывали музыку для фестивалей, устраивавшихся в честь святого Эмидия – покровителя, призванного защищать город от землетрясений (Неаполь несколько раз серьезно пострадал от них в 1731-1732). Из-за этих бедствий неаполитанские театры оставались закрытыми и большую часть 1733 года – первым событием, ради которого было разрешено устроить премьеру, стал день рождения австрийской императрицы Елизаветы Кристины, 28 августа. Именно Перголези доверили написать в его честь оперу, и 5 сентября 1733 года публике была представлен “Il prigionero superbo” (Гордый пленник). Эта премьера стала знаковой в карьере Перголези – но не «Пленник» был тому причиной. В те времена традицией неаполитанской школы было писать так называемые интермеццо – короткие комические представления для представления в перерывах между актами оперы-сериа. И для «Пленника» Перголези написал двухактное интермеццо “La serva padrona” (Служанка-госпожа), которое принесло ему невероятный успех, став впоследствии самостоятельным произведением. Фактически, оно знаменовало окончательное становление нового полноценного жанра – итальянской комической оперы, или оперы-буффа. Уже после смерти Перголези, постановка в Париже в 1752 году переведенной на французский язык “La serva padrona” привела к расколу среди французских композиторов, половина которых, включая Люлли и Рамо, протестовало против новшества, а часть ратовала за поддержание прогрессивного «тренда».

В феврале 1734 года Перголези был назначен преемником капельмейстера Неаполя. Однако буквально месяц спустя, его покровитель принц Стильяно бежал в Рим: к Неаполю приближались войска испанского инфанта Карла, и многие аристократы хотели переждать смену власти в месте поспокойней. Перголези, очевидно, последовал за своим покровителем – 16 мая 1734 года его месса Mass in F была исполнена в римской церкви San Lorenzo in Lucina, при поддержке еще одного влиятельного лица – герцога Маддалони, дальнего родственника принца Стильяно. По сохранившимся свидетельствам очевидцев, во время исполнения мессы церковь была настолько переполнена, что едва не обрушился пол.

Вскоре после этого Перголези стал капельмейстером самого герцога Маддалони и уже в июне вернулся в Неаполь. Герцог оказался хорошим другом молодого Карла, ставшего новым королем Неаполя, так что Перголези заказали написать оперу в честь дня рождения матери Карла. И 25 октября 1734 года публике была представлена “Adriano in Siria (можно послушать здесь: vk.com/wall-85440078_359, vk.com/wall-85440078_358, vk.com/wall-85440078_357), которая считается одним из лучших произведений Перголези в жанре опера-сериа. Однако она стала последней опера-сериа, что композитор написал для Неаполя. Из письма импресарио неаполитанского театра Сан Бартоломео следовало, что Перголези более не популярен у местной публики, хотя истинные знатоки продолжают высоко ценить его творчество.

Зато в Риме Перголези был по-прежнему востребован. В 1735 году он написал оперу “L’olimpiade” для карнавального сезона римского театра Tordinona. К сожалению, певцы для постановки были привлечены посредственные, и, по слухам, во время одного из представлений кто-то даже запустил в Перголези апельсином, попав ему в голову. Так или иначе, но через некоторое время эта опера стала в Италии довольно популярной, а многими критиками потом называлась самой сильной опера-сериа композитора.

Летом 1735 года Перголези уже серьезно заболел, однако продолжал сочинять и написал комическую оперу “Il Flaminio” для Неаполя. Она получила там значительно более горячий прием, чем его последние драматические оперы. Известно, что в то время Перголези также служил органистом королевской часовни.

В следующем году здоровье композитора ухудшилось, и, понимая, что умирает, он покинул Неаполь и уехал во францисканский монастырь в Поццуоли, передав все свое имущество родственнице. Несмотря на тяжелое состояние, незадолго до смерти Перголези написал два своих самых лучших духовных произведения: “The Stabat mater” и “The Salve regina”. Оба предназначались для служб в монастыре, в котором он оставался.

Композитор умер 16 марта 1736 года и был похоронен в общей могиле в Поццуоли.

Как это часто бывает, подлинно громкая слава пришла к Перголези уже после смерти. Английский историк музыки Чарльз Барни писал, что, как только Перголези умер, вся Италия тут же обнаружила огромное желание слушать и ставить его музыку. Однако этот всплеск моды на Перголези привел и к негативным последствиям: в надежде добиться большего успеха малоизвестные композиторы стали подписывать свои произведения именем Перголези, и появилось огромное количество «фальшивок», которые продолжают разоблачать до сих пор.

Всего за свою короткую жизнь Перголези написал около 10 опер, несколько ораторий, кантат, месс, трио-сонат, мотетов, оперных симфоний и увертюр. Но самыми известными в его наследии остаются, что интересно, работы максимально далеких друг от друга жанров: комические оперы и духовные кантаты.

“Stabat Mater” Перголези – это фа-минорная кантата на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди, повествующая о страданиях Девы Марии во время распятия Христа; она написана для камерного состава: сопрано, альт, струнный квартет и орган. До Перголези в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу исполнялось аналогичное произведение Алессандро Скарлатти. Однако “Stabat Mater” Перголези стала намного популярней: она покорила всю Европу, и многие другие композиторы делали на нее свои аранжировки, включая Баха. Впервые “Stabat Mater” Перголези была опубликована в Лондоне через 13 лет после смерти композитора, в 1749 году, а впоследствии стала самым часто печатаемым музыкальным произведением 18 века.

С другой стороны, “La serva padrona”, веселая история о хитроумной служанке, женившей на себе своего господина, также пользовалась огромным успехом во всей Европе, дала нам, как мы уже писали, классический образец итальянской оперы-буффа и послужила толчком к возрождению комической французской оперы.

Музыкальность, утонченность, свежесть и яркость композиторского дара Перголези на протяжении вот уже нескольких веков служат поводом для вдохновения и восхищения критиков, исследователей, композиторов, музыкантов и слушателей.

Жан-Жак Руссо ставил Перголези в пример начинающим музыкантам: «Прежде чем брать преподавателя композиции, надо начать учиться тому, чему эти учителя не учат, – скандировать, расставлять знаки препинания, делать ударения, фразировать. Этому можно научиться, долго слушая хорошую музыку внимательным ухом и с жаждой учиться. Избегайте современной музыки, изучайте Перголези и, когда вы все выучите наизусть, еще изучайте его до тех пор, пока вам более не встретится нужды в изучении композиции».

В статье «Революция итальянского музыкального театра» 1783 года Перголези называют ключевым реформатором оперы: «Перголези был неподражаем благодаря связанной с величием его стиля простоте, правдивости чувств, естественности и силе выражения, верности и ровности рисунка, почему и может быть назван Рафаэлем и Вергилием музыки; он не имел другого руководителя, кроме природы, другой цели, как изображать, сообразуясь с жизнью, и с исключительным успехом пользовался различными употребляемыми в музыке стилями: он был серьезен в “Stabat Mater”, весел и пылок в «Олимпиаде» и в «Орфее», мил и пикантен, но красив и полон вкуса в “Serva Padrona”; никакой другой композитор не осуществлял лучше свои намерения, не умел более удачно пользоваться контрапунктом».

В наше время Перголези также считается одним их главных новаторов музыки барокко. Перголези был современником Баха и Генделя, умер значительно раньше них, но при этом по стилю принадлежал уже новой музыкальной эпохе, предвосхищая ее большую гибкость, живость, естественный лиризм, демократичность и бесконечную юность духа.

Ольга Дюдина



Tags: christophe dumaux, Кристоф Дюмо, Опера, Перголези, барокко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments