cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Category:

Hail Handel! Joshua

Послушала Joshua.

"Иисус Навин" (Joshua) - четвертая оратория Генделя на либретто Томаса Морелла. Была создана за один месяц в промежутке между 19 июля и 19 августа 1747 года. Премьера состоялась 9 марта 1748 года в лондонском театре Ковент Гарден. В основу либретто положена 6 - я книга Ветхого Завета, повествующая о завоевании Земли Ханаанской и деяниях Иисуса, сына Навина.

Иису́с Нави́н (Иисус сын На́вин, ивр. ‏יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן‏‎‎‎, Йехошу́а бин-Нун; в исламе Йуша бин Нун) — предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в Книге Иисуса Навина.
В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа — Iosue вместо Iesus, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время для западной традиции это излишне).
В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный, память совершается 1 сентября по юлианскому календарю.


После смерти Моисея в пустыне Иисусу Навину (ивр. Иешуа Бин-Нун) явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан — в Обетованную землю: «Всякое место [в Обетованной земле], на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как сказал Я Моисею […], и как был Я с Моисеем, так буду с тобою и не отступлю от тебя […], ибо народу сему ты передашь во владение землю, которую Я клялся отцами их дать им.»

Войдя в Обетованную землю, евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. Сначала Иисус посылает в город двух юношей-шпионов , чтобы «высмотреть землю» (Нав. 2:1). Они останавливаются в доме блудницы Раав. Поняв, что они шпионы враждующей армии, Раав укрывает их и просит сохранить жизнь ей и её домочадцам, когда армия войдёт в город. Шпионы дают такое обещание и отправляются в обратный путь. Погнавшиеся за ними представители иерихонских властей ищут их, но терпят неудачу.

Шпионы возвращаются в свой стан, после чего армия выходит на атаку Иерихона. Для этого ей нужно было перейти Иордан, неподалёку от устья. При переходе войска через реку вода Иордана иссякла, армия перешла по сухому дну реки, после чего воды Иордана вновь потекли в Мёртвое море (Нав. 4:18).

В течение семи дней армия окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).
Библейский текст следующего за этим эпизода имеет две интерпретации.

Первая, традиционная, основанная на переводе, называемом Септуагинта: «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город» (то есть стена обрушилась сама собой, или от звука труб и боевых кличей).

Вторая, менее популярная и основанная на более поздних переводах[каких?]: «И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа, идущего на приступ. Стена города рухнула до основания, и войско вошло в город и взяло его» (после не значит вследствие.)

Взяв город, Иисус приказывает истребить всё его население. Пощажена была только блудница Раав и её домочадцы. Сам Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём Иисус произнёс заклятие, запрещающее восстанавливать город (Нав. 6:25) и пользоваться серебром, золотом, медью и железом, обнаруженном в городе, для бытовых нужд: всё это должно было быть передано в будущее храмовое хранилище.

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский — объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля:

«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом». (Нав. 10:11)
Во время этого сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав. 10:12).

Один из воинов еврейской армии «взял из заклятого», и из-за этого в следующей битве войско потерпело поражение. Иисус, узнав про нарушение запрета, обнаружил у одного из воинов золотые предметы, взятые на руинах Иерихона, после чего мародёр вместе со всем своим племенем были казнены, и божественный гнев утих (Нав. 7:1-26).

В дальнейшем Иисус вступил в сражение с несколькими армиями ханаанских племён, выступивших против него как в одиночку, так и совместно, и победил их, истребив всех жителей их городов, за исключением ханаанеев, живших в Газере, которые не вышли воевать против войска Иисуса и впоследствии остались жить среди колена Эфраима, после раздела страны между коленами.
Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.



Иисус Навин (Византийская фреска X века, монастырь Осиос Лукас) / Judge St Joshua from Hosios Loukas



Giovanni Lanfranco - Moses and the Messengers from Canaan



Benjamin West - Joshua passing the River Jordan with the Ark of the Covenant



John Martin - Joshua Commanding the Sun to Stand Still



Joseph-Marie Vien - Joshua Commanding the Sun to Stand Still



Gustave Doré - Joshua Commands the Sun to Stand Still



Nicolas Poussin - Joshua Fights Amalek



Nicolas Poussin - Victoire de Joshua sur Amoréens




Выбрала большую сцену из 1 акта: Act 1. Accompagnato: In these blest scenes / Recitative: Tis Achsah’s voice / Accompagnato: Hail! Lovely virgin / Air: Hark Tis the linnet and the thrush / Recitative: O Achsah, form’d for ev’ry chaste delight / Duet: Our limpid streams with freedom flow
Othniel - James Bowman, Achsah - Emma Kirkby


Tags: hail handel!, Гендель, Опера, барокко, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments