cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Categories:

Книжная полка. Иштван Барна-4

Иштван Барна «Если бы Гендель вел дневник...»
(Перевод с венгерского Виктора Тогобицкого)

***
   Вести о прибытии знаменитой певицы-сопрано Куццони впервые появляются в "Лондонском журнале".
Франческа Куццони (около 1700-1770), обладательница чудесного голоса, обратила на себя внимание в 1719 году; лондонская Опера хотела ангажировать ее уже в 1720 году, но в то время у нее был еще действующий контракт, который нельзя было расторгнуть. О "Лондонском журнале" нужно сказать, что это была по-настоящему столичная, полная сплетен бульварная газета, поэтому сообщаемые ею новости нужно принимать с некоторой осторожностью; однако факт, что сотрудники ее были в общем-то хорошо информированы. В статье, помещенной в номере от 18 октября 1722 года, говорится следующее: "В театре "Haymarket" репетируют новую оперу, одна из ролей в ней придержана для миссис Котсона [!] - той необыкновенной итальянской дамы, прибытие которой из Италии ожидается на днях. Говорят, что голос у нее нежнее, а вкус тоньше, чем у всех соотечественниц, выступавших до сих пор на английской сцене".

  Маловероятно, что в это время в театре репетировали новую оперу, так как начавшийся 27 октября сезон был открыт "Муцием Сцеволой", затем, в декабре, в программу вновь был включен "Флоридант". (Всего же в течение сезона опера эта была сыграна шесть раз.)

  От имени театра в Италию за Куццони был отправлен Сандони. За время поездки Сандони и Куццони влюбились друг в друга и поженились. Весть об этом появляется опять же в "Лондонском журнале"; газета сообщает и о том, что Куццони получила 250 фунтов в задаток.
В номере "Британского журнала" от 29 декабря также можно прочитать о скором прибытии Куццони. "Об условиях ее контракта поступают неопределенные сведения, и трудно узнать правду; мы сообщаем лишь то, что еще никем не было опровергнуто: она получит больше преимуществ, чем кто-либо до сих пор, хотя 1500 фунтов за сезон - плата весьма привычная в подобных случаях". (В действительности Куццони получила 2000 фунтов, а также сбор от бенефиса).

1723

 12 января 1723 года. По-видимому, для премьеры "Оттона" театр действительно ждал Куццони. Новое произведение Генделя было поставлено с превосходным составом исполнителей: главные роли исполняли Сенесино, Куццони, Боски, Дурастанти. Колмэн в своем "Opera Register" сообщает следующее: "...Куццони впервые пела в театре "Haymarket"... в опере "Оттон", все очень восхищались ею, и она еще много раз выступала в этой опере; в исполнении произведения участвовали также синьора Дурастанти, синьор Сенесино и миссис Анна Робинсон, с большим успехом".

  "Оттон" действительно имел громадный успех - на протяжении сезона его сыграли 14 раз. После премьеры, 15 января, мсье де Фабрис так пишет Флеммингу о происшедших событиях: "Знаменитая Коццуна [!] наконец не только прибыла, но и пела в новой опере Генделя, "Оттоне", - тема ее та же, что и в дрезденском произведении [автор письма имеет здесь в виду оперу Лотти "Теофан"], - она имела громадный успех; зал был набит до отказа. Сегодня состоится второе представление, и кассу подвергли такому штурму, что билеты стоимостью в полгинеи перепродаются за две и три гинеи... Кроме того, здесь существуют две партии, одна поддерживает Генделя, другая Бонончини; один из них стоит на стороне Сенесино, другой - на стороне Коссуны [!]. Это такие же дубовые головы, как виги и тори; в некоторых случаях разногласия возникают уже и среди директоров". Даже Пепуш, который не был с Генделем в хороших отношениях, говорил об одной арии из "Оттона", что "этот медведище [Гендель] определенно испытывал вдохновение, когда писал это". Один из разделов увертюры (гавот) мгновенно стал таким популярным, что его играли все, от органистов до уличных музыкантов.



  26 марта проходит первый бенефис Куццони - естественно, опера "Оттон". По этому случаю Гендель сочинил три новые арии и одну совершенно новую сцену. Бенефис имел огромный успех: "...Доход Куццони был значительным, так как, по слухам, некоторые аристократы заплатили за билет по 50 гиней.. Поскольку мы наслаждаемся итальянскими песнями, то, кажется, будем иметь их в достатке, ведь когда время Куццони пройдет, мы получим новую певицу; у нас есть верные сведения о том, что получила приглашение знаменитая венецианская певица Фаустина (Бордони); голос ее, как говорят, превосходит все голоса, которые имеются здесь сейчас" ("Лондонский журнал", 30 марта 1723 года). (Контракт с Фаустиной в конце концов был заключен только в 1726 году.)

  Между тем произведения Генделя распространяются и за рубежом. В Гамбурге ставят "Флориданта", в течение сезона он проходит одиннадцать раз. Английская труппа планирует на июль турне по Франции, об этом намерении сообщает и "Меркюр де Франс" (апрель 1723 года): "Многочисленные итальянские члены лондонской Оперы намереваются посетить нас в июле с тем, чтобы показать двенадцать спектаклей; значительная часть сбора будет принадлежать им, остаток же поступит в распоряжение Академии.

  Проявляется забота обо всем, что может потребоваться для спектаклей итальянцев, - костюмах, декорациях, хоре, балете, оркестре и т. д. Обещанная сумма будет поделена между пятью певцами: двумя женщинами, двумя альтами [кастратами] и одним басом. Говорят, что цены на билеты будут подняты на треть, а бесплатных билетов не будет вовсе".

  Однако французское турне не состоялось, и Гендель, ввиду того что Куццони обрела огромную популярность именно в его опере, считает уместным быстро сочинить новое произведение. "Флавий" был закончен 7 мая, а 14 уже состоялась его премьера с первоклассным составом исполнителей, с Куццони и Сенесино. Опера не имела большого успеха, в течение сезона она прошла всего восемь раз и следующей осенью не была возобновлена.

  У Генделя было много бед с Куццони: певица обладала таким же строптивым характером, как и композитор. А в то время "звездой" всегда являлась певица, композитор нужен был только для того, чтобы дать артистке возможность блеснуть своими вокальными достоинствами: он обычно писал "простые" мелодии, которые исполнитель украшал и орнаментировал согласно своему вкусу и, особенно, таланту. Гендель не переносил, если певцы пели другое, чем он написал; он сам давал точные указания по украшениям и мелизматике. На одной из репетиций "Оттона" Куццони устроила огромный скандал: она хотела орнаментировать арию "Falsa immagine" по-другому, чем это предписал Гендель.



    После того как Гендель не достиг никакого результата с помощью добрых слов, он схватил упрямую певицу, хорошенько встряхнул ее и сказал следующее: "Синьора, мне хорошо известно, что Вы сам дьявол в женском обличье, но примите к сведению, что я Вельзевул, князь всех чертей!" - затем поднял Куццони, с тем чтобы выбросить ее в окно.
  Знаменитая певица испугалась и превратилась в ручного барашка. К этому следует добавить, что именно в этой арии Куццони имела наибольший успех.

(Этот ролик я уже постила, и не раз;-) Но Джойсы много не бывает!;-)

Tags: Гендель, Книжная полка, Опера, барокко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments