cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Category:
  • Music:

Россини!


Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в оперу скорей;

Там упоительный Россини,

Европы баловень — Орфей.

Не внемля критике суровой,

Он вечно тот же; вечно новый.

Он звуки льет — они кипят.

Они текут, они горят.

Как поцелуи молодые,

Все в неге, в пламени любви,

Как зашипевшего аи

Струя и брызги золотые...

А.С.Пушкин

В этот день в 1792 году в итальянском городке Пезаро в семье бедного оркестранта-валторниста и оперной певицы родился Джоаккино Антонио Россини. «Божественный маэстро», «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру», так говорил о Россини Г. Гейне. Россини не только вдохнул жизнь в итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства 19 века.                                                                                                          
Уже то, что он родился 29 февраля, говорит о том, что это совсем особенный человек, непохожий на всех остальных – ещё бы, каково это – справлять день рождения раз  в четыре года?! Любой бы на его месте поневоле загрустил бы, но не таков наш Россини – живчик, бонвиван, балагур, дамский угодник, эпикуреец. Кстати, он был известным кулинаром.

В раннем детстве у мальчика был божественный голос, он выступал в опере «Камилла» Паэра с большим успехом, ему пророчили карьеру певца. Юный Джоакино с детских лет странствовал с родителями по разным городам, и рано познакомился с  бытом, нравами и традициями  в итальянских оперных театрах. Мальчик  был  пылок темпераментом и  остр на язык, имел  насмешливый ум, и при этом обладал тонкой музыкальностью, прекрасным слухом и исключительной памятью.


Несколько лет  Россини бессистемно занимался музыкой и пением и  в 15 лет поступил в Болонский музыкальный лицей, где обучался игре на виолончели, скрипке и фортепиано, а также теории  композиции у знаменитого церковного композитора С. Маттеи. В 18 лет Россини сочинил одноактную оперу «Брачный вексель. А в 20 лет был уже автором восьми опер, постепенно завоёвывая известность в широких оперных кругах и покоряя сцены самых крупных итальянских театров: Фениче в Венеции, Сан-Карло в Неаполе, Ла Скала в Милане. (Помню свои детские впечатления от прочтения биографии Россини из серии «ЖЗЛ»: поначалу певцы-солисты оперы приняли молоденького Маэстро холодно и насмешливо, какая-то примадонна обозвала его молокососом, на что Россини, острый на язык  мгновенно отозвался едким «комплиментом». А через какое-то время эти солисты и примадонны сами бегали за Маэстро, умоляя подарить им ещё хоть одну арию). В 1813 г. Россини написал 2 знаменательные оперы - opera buffa «Итальянка в Алжире» (за 23 дня!!)  и «Танкред» (героическая опера), которые определили направление его дальнейшего творчества. Успех произведений был вызван не только прекрасной музыкой,  уже увертюра «Итальянки» своим контрастом напыщенной величавости и все сметающим на своем пути потоком жизнерадостных звуков настроила слушателей на восприятие смешных и несуразных событий. Это как раз то, чего хотел Россини. До премьеры этой оперы итальянцы не привыкли прислушиваться к увертюре, нововведение оказалось настолько очаровательным, что заставило обратить на себя внимание. Это был настоящий триумф искусства Россини. А в «Танкреде» героико-патриотическое содержание либретто оказалось созвучным национально-освободительному движению за воссоединение Италии. Позднее по просьбе патриотов Болоньи Россини сочинил «Гимн независимости». Кстати, Россини это вышло боком -  за ним был установлен  длительный негласный полицейский надзор…Но после этих опер карьера Маэстро быстро идет в гору - в начале 1816 г. в Риме состоялась премьера «Севильского цирюльника», который был написан всего за 20 дней!! На первом представлении оперу приняли довольно холодно, Россини расстроился до такой степени, что не вышел дирижировать вторым представлением, которое прошло триумфально, публика устроила факельное шествие!  «Севильский цирюльник» стал не только высочайшим достижением комедийно-сатирического гения Россини, но и высшей точкой в почти столетнем развитии жанра opera buffa. С  «Севильским цирюльником» слава Россини вышла за далеко за пределы Италии. Блестящий россиниевский стиль освежил искусство Европы кипучей жизнерадостностью, искрящимся остроумием, пенящейся страстью. «Мой „Цирюльник“ с каждым днем пользуется все большим успехом, — писал Россини, — и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают все сильнее любить этого ловкого парня». Под обаянием россиниевской музыки находились  Делакруа, Бальзак, Мюссе, Гегель, Бетховен, Шуберт, Глинка. И даже Вебер и Берлиоз, занимавшие по отношению к Россини критическую позицию, не сомневались в его гениальности. «После смерти Наполеона нашелся еще один человек, о котором все время толкуют повсюду: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте», — так писал о Россини Стендаль. После сочинения «Золушки» композитор постепенно терял интерес к opera buffa. «Сорока-воровка» (1817) и вовсе вышла за пределы комедийного жанра, став образцом бытовой реалистической драмы. С этого времени Россини начал уделять больше внимания операм на исторический и героическо-драматический сюжет: «Отелло», «Моисей», «Дева озера», «Семирамида», «Магомет II». После жестокого подавления австрийскими войсками первой итальянской революции (1820-21гг)  Россини с неаполитанской оперной труппой уезжает на гастроли в Вену, и венский триумф еще больше укрепил европейскую славу композитора. В 1823 г. по приглашению директора Лондонского Королевского театра Россини отправился в Лондон, а затем в Париж, где получил должность директора Итальянского театра. Там в  Grand Opera были поставлены оперы «Моисей» и «Магомет II» («Осада Коринфа»), написана изящная опера «Граф Ори». В августе 1829 г. Россини поставил в  Grand Opera свой последний шедевр  - оперу «Вильгельм Телль», которая оказала огромное влияние на последующее развитие жанра итальянской героической оперы в творчестве Беллини, Доницетти и Верди.

В 37 лет маэстро Россини был самым прославленным, самым высокооплачиваемым и самым модным оперным композитором, но внезапно для всех он прекратил сочинять оперы. Это «молчание» гениального маэстро, сочинившего около 40 опер, современники считали загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Сам же Россини  писал: «Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить». Даже перестав писать оперы, Россини продолжал сочинять, оставаясь в центре внимания европейской музыкальной общественности. Он прекратил контакты с широкой публикой, обращаясь только к небольшой группе гостей, завсегдатаев его домашних вечеров. Весь Париж прислушивался к меткому критическому слову композитора, его личность как магнит притягивала музыкантов, поэтов, художников, среди  которых были Вагнер, Сен-Санс, Лист … В последующие годы Россини создал величественное духовное произведение «Stabat mater», Маленькую торжественную мессу и «Песню титанов», несколько кантат, оригинальный вокальный сборник «Музыкальные вечера» и цикл пьес для фортепиано, шутливо озаглавленный «Грехи старости». С 1836 по 1855 гг. Россини, окруженный славой и почестями, жил в родной Италии, руководил Болонским музыкальным лицеем и занимался педагогической деятельностью, был «главным интендантом королевской музыки» и «главным инспектором пения». Возвратившись затем в Париж, он остался там до конца своих дней. Скончался Россини 13 ноября 1868г. в городе Пасси под Парижем. Спустя 12 лет после смерти композитора его прах был перенесен на родину и захоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче во Флоренции рядом с останками Микеланджело и Галилея. Все свое состояние Россини завещал на благо культуры и искусства родного города Пезаро, где регулярно проходят россиниевские оперные фестивали.


См. статью на  classic-music.ru читать     

Музыкальная пауза: постановка «Путешествие в Реймс» с фестиваля в Пезаро, Граф Либенскофф в исполнении Дмитрия Корчака.

И увертюра к опере «Сорока-воровка» (фрагмент мультфильма Omaggio a Rossini).

Tags: Музыка, Опера, Россини, любимые композиторы и исполнители
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments