cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Category:

... И бас

Продолжение этих трёх постов: (о тенорах), (откуда берутся контртеноры) и (о баритонах).

«Мне ответил сочный низкий голос,
каким заговорил бы, если бы умел,
портвейн высшего качества.»
Джеральд Даррелл «Фред, или Краски знойного юга»



Я признаюсь, что не пробовала портвейн высшего качества, но хорошо представляю себе различие между ликером Baileys и сладким компотиком.
Вот посмотрите на мужской хор – видите, как певцы тянут звук, тянут шею, встают на цыпочки, - это тенора. Поодаль от них стоят другие мужчины, стоят крепко на ногах, расправив широкие плечи, глядя сверху вниз – это басы. Баритоны, понятно, «между тенором и басом» - а ростом будут повыше теноров и пониже басов, которые зачастую БАСкетбольного роста. Вот вам и визуальные доказательства - тенор, баритон и бас:



(Слева направо: Сесил (баритон),Тальбот (бас) и Лестер (тенор) - Доницетти "Мария Стюарт")




(Слева направо: Граф Альмавива (тенор), Дон Базилио (бас) и Фигаро (баритон) - Россини «Севильский цирюльник»)




(Слева направо: Гувернёр (бас), Рамбо (баритон) и Граф Ори (тенор) - Россини  «Граф Ори»)

A proposito:
Один третьеклассник может отлупить трех первоклассников, но уже четыре первоклассника отлупят третьеклассника сами. Кто будет побеждать сначала и кто победит в конце концов, если лупить друг друга начнут 12 третьеклассников и 48 первоклассников, а потом на вопли о помощи прибегут еще 5 первоклассников и 3 третьеклассника? (Остер. Задачник по математике)

Два моих любимых итальянца, Ферруччо Фурланетто и Лука Пизарони, в один голос твердят, что в детстве у них был не дискант, а тенор.
Фурланетто: «I was born with a voice, and I was singing at the age of 4. My great-grandfather was an opera fanatic. When I was a little kid, I didn't have a soprano voice, I had a kind of tenor voice, so my great-grandfather taught me bits of Trovatore. I did it just for the pleasure of singing, but in truth I couldn't care less at that time.»

Лука Пизарони: «Ho iniziato a cantare abbastanza presto e ricordo che alle undici-dodici anni ho cominciato a cantare. E non avevo la voce bianca, avevo la voce a tenore. So a m’istruzavo e sembravo più una gallina…»

Понятно, что если тенор и баритон расцветают из дисканта или альта, то для того, чтоб вырос целый бас, нужно что-то более основательное, басовитое. Вот парнишка 11 лет, поёт арию Каварадосси. Наверное, вырастет басом;-)



И по характеру ролей, мы уже поняли, что тенор – это молодой герой-любовник, пылкий и пригожий вьюноша, мечта сопраны, баритон – злодей, ревнивец или весёлый жулик. А бас – это Отец, Философ, Мудрый Старец , Великий Полководец или вообще Король! Басы выглядят величественно и торжественно, могут звучать то по-отечески мягко, то героически блестяще, то угрожающе и зловеще. Басы могут воплотить самые разнообразные характеры - от возвышенно-героического до ярко комедийного. Логично, что высокий голос у слушателей ассоциируется с молодостью, а низкий – со зрелостью, мудростью и отеческой заботой.

И разновидности у баса тоже есть: basso cantante (высокий бас, или бас-баритон) и basso profondo (низкий бас); в операх также есть basso buffo (комический бас, но это чисто по характеру ролей). И ещё есть особый, самый низкий вид басов, - басы-октависты, который встречается в русских хорах. Имя знаменитого баса Федора Ивановича Шаляпина знают, без сомнения, все. Его высокий бас был исключительным по красоте, богатству и мягкости тембра. Благодаря очень большому диапазону голоса, Шаляпин иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал незабываемую галерею оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Демона, Мефистофеля и многих других.


Самые знаменитые басовые партии: Иван Сусанин, Борис Годунов, Кончак в «Князе Игоре» Бородина, Гремин из «Евгения Онегина» Чайковского, Командор и Лепорелло из «Дон Жуана» Моцарта (Дон Жуан тоже может быть басом, а не только баритоном), Дон Базилио и доктор Бартоло в «Севильском цирюльнике Россини, Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарта, Король Филипп Второй и Великий Инквизитор в «Дон Карло» Верди…
Самые хитовые басовые арии, которые, без преувеличения, знают ВСЕ:







Басы обладают, что называется, огромным эффектом сценического присутствия – когда бас на сцене – все взгляды только на него. Это не зависит от того, заглавная у него роль или второстепенная – царь ли (Борис Годунов, Король Филипп), герой перед нами (Дон Кихот, Иван Сусанин); комический персонаж (Дон Паскуале или Мустафа), или злодей вроде Спарафучиле или Альвизе. Бас одной только БАСнословной силой своего голоса способен вызывать восхищение. Не говоря уж про величие, стать и физическую мощь. Басы внушают уверенность, дают ощущение надёжности, основательности, мира. За то и любим.

Beh’ … penso che BASta così!
Tags: basso, bassomania, ferruccio furlanetto, Моцарт, Опера, Россини, Ферруччо Фурланетто, Чайковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments