cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Category:

Сергей Рахманинов

ra

Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта...
- А на что приходятся остальные пятнадцать? - спрашивали его.
- Ну, видите ли, я еще немножко и человек...

Будущий композитор родился 1апреля 1873 года в усадьбе Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Дед Серёжи, Аркадий Александрович, учившийся у Джона Фильда, был пианистом-любителем и композитором, несколько его сочинений было издано в 18-м столетии. Отец композитора Василий Аркадьевич, отставной офицер, исключительно одаренный музыкально, был человеком добрым и общительным, любившим шумные праздники и карточные застолья. Промотав приданое жены, он довел семью до крайней нужды. Мать Сергея, Любовь Петровна, обладавшая терпением и самоотверженностью, прилагала все усилия к тому, чтобы сохранить благополучие многодетной семьи; но в первые же десять лет супружества Василий Аркадьевич пустил по ветру четыре из пяти имений супруги. К тому времени, как родился Сережа, семья уже переселилась в пятое и последнее - в Онегу Новгородской губернии.
Уже в четырехлетнем возрасте проявились блестящие музыкальные способности мальчика, которого даже сравнивали с маленьким Моцартом. Первыми музыкальными воспитателями Сережи стали его мать и гувернантка мадемуазель Дефер.

Интересен один эпизод, о котором напомнила Рахманинову спустя более полувека пожилая швейцарская женщина мадам Дефер, которая жила в юные годы в Онеге в качестве гувернантки сестер Сергея Васильевича. Это было в 1880 году, когда Рахманинову было семь лет. Однажды вся семья отправилась на прогулку, а Сережа из-за нездоровья был оставлен дома с гувернанткой. Мальчик попросил ее спеть любимую песню его матери, а сам сел за фортепиано. "Я не приняла это всерьез, - рассказывает Дефер, - но вы настаивали, и я согласилась. Каково было мое удивление, когда я услышала, как вы берете вашими маленькими рученками аккорды, может быть, не полные, но без единой фальшивой ноты. Вы заставили меня три раза спеть шубертовскую "Жалобу девушки", а я обещала не рассказывать вашей матери, как мы провели время после обеда. К несчастью, или, скорее, к счастью, я не сдержала мое слово и рассказала вашей матери об этом вечере. На следующее утро новость дошла до ушей вашего деда (Бутакова), который приехал в Петербург и привез хорошего фортепианного педагога из консерватории".

Дальнейшее его музыкальное образование проходило под руководством институтской подруги матери, пианистки Анны Даниловны Орнатской. Особую роль в жизни Сережи сыграла бабушка - генеральша Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. В доме бабушки он часто слышал старинные песни и былины, которые бабушка знала на память. Именно ей он обязан одним из самых сильных музыкальных впечатлений детства. Будучи весьма религиозной, Софья Александровна часто водила внука в петербургские соборы. Позднее композитор вспоминал: «Целыми часами мы простаивали в изумительных петербургских соборах - Исаакиевском, Казанском и других, во всех концах города. В соборах часто пели лучшие петербургские хоры. Я всегда старался найти местечко под галереей и ловил каждый звук. Благодаря хорошей памяти я легко запоминал почти всё, что слышал»*.

Однако, несмотря на исключительный музыкальный дар Серёжи, по сложившейся в семье традиции, его должны были отдать в Пажеский корпус. Но судьба распорядилась иначе. Родители композитора разорились. Семья переехала в Петербург, где обучение Сережи в Пажеском корпусе оказалось не по средствам. Юный Рахманинов поступил на младшее отделение Петербургской Консерватории. Это событие определило его дальнейшую судьбу. В 1885 году Сережу переводят в Московскую консерваторию к Николаю Сергеевичу Звереву, самому знаменитому преподавателю игры на фортепиано в Москве в то время. Кроме обучения игре на фортепиано знаменитый педагог занимался нравственным воспитанием ребят. К своим ученикам Зверев относился, как к собственным детям. Все ученики жили в его доме и обучались за его счет. Режим занятий был довольно строгий: заниматься приходилось с шести часов утра под бдительным наблюдением наставника. В эти же годы Рахманинов начинает сочинять музыку. Первые его произведения на экзамене по композиции так понравились Петру Ильичу Чайковскому, что тот окружил пятёрку четырьмя плюсами и настоятельно рекомендовал юному музыканту серьезно заняться композицией.

* О феноменальной памяти Рахманинова свидетельствует следующая история: однажды (это было в начале 90-х годов XIX в.), в дом к учителю Рахманинова С.И. Танееву пришел композитор А.Глазунов. Он собирался продемонстрировать первую часть своей новой симфонии, которую ещё никто не слышал. Когда произведение было исполнено, С.И. Танеев вышел и через некоторое время вернулся вместе с Рахманиновым. «Позвольте познакомить Вас с моим учеником…». Сергей Иванович представил Рахманинова, сказал, что он очень талантливый человек, тоже только что сочинил симфонию. Каково же было удивление Глазунова, когда молодой композитор сел за рояль и исполнил только что сыгранное им сочинение! «Где Вы с ней познакомились? Я её никому не показывал!» спросил изумленный Глазунов. На что Танеев поспешил его успокоить, сказав, что Рахманинов сидел в другой комнате и на слух повторил только что услышанное произведение.

Рахманинов окончил Консерваторию в 1892 году с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». В том же году эта опера была поставлена в Москве на сцене Большого театра.

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу "Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...
Рахманинов так и сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.


Окончив Московскую консерваторию, как композитор и пианист, Рахманинов получает звание “свободного художника”. Но материальное положение его оставляет желать лучшего, несмотря на блестящие отзывы на выпускных экзаменах, предложение преподавать в консерватории он не получил и вынужден был зарабатывать частными уроками. К тому времени некоторые из его сочинений уже издавались и тоже приносили не большой доход. В 1896 году он пишет свою первую симфонию, которую постиг полный и оглушительный провал на первом и единственном исполнении. Для Рахманинова это был удар такой силы, что композитор уничтожил партитуру и не сочинял почти три года. Симфонию восстановили после его смерти и сейчас она исполняется многими оркестрами мира. В эти годы мучительных переживаний, когда Рахманинову казалось, что он не состоялся, как композитор, его увлекла мысль о дирижерской деятельности. К осени 1897 года Рахманинов принимает приглашение на пост второго дирижера в частную оперу Саввы Мамонтова. В то время театр Мамонтова пользовался большой популярностью. Талантливый меценат собрал у себя лучшие творческие силы России. В его постановках пели молодой Федор Шаляпин, певица Н. Забела-Врубель. В оформлении спектаклей принимали участие крупнейшие русские художники: Серов, Васнецов, Врубель, Поленов, Коровин. Именно там происходит встреча Рахманинова с Шаляпиным, положившая начало их дружбе на всю жизнь. Впоследствии оба артиста часто выступали вместе. Их дуэт производил неизгладимое впечатление на современников. «Когда Рахманинов аккомпанировал мне, не раз говорил Шаляпин, - приходилось говорить не «Я пою», а «Мы поем!» Работа в Мамонтовском театре помогла композитору выйти из творческого кризиса. После трехлетнего перерыва Рахманинов снова начинает сочинять. Подлинный расцвет творчества Рахманинова наступил в начале XX века. С 1901 по 1916 год им созданы такие замечательные произведения, как Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, Вторая симфония, оперы "Скупой рыцарь" (по Пушкину) и "Франческа да Римини" (по Данте), поэма для оркестра, хора и солистов "Колокола", прелюдии и этюды-картины для фортепиано...



В 1917 году Рахманинов с семьей уезжает в Швецию. Потом он перебрался в Америку, которую покорил своим исполнительским мастерством. После отъезда из России у Рахманинова наступил период творческого молчания, и только спустя десять лет, в 1927 году, композитор написал Четвертый концерт для фортепьяно с оркестром. Также за границей им были написаны Рапсодия на тему Паганини для фортепьяно с оркестром, Третья симфония, «Симфонические танцы». В советские годы Рахманинову, как и другим известным людям, часто приписывали сочувствие революции, сам же композитор писал: «Я погрузился в работу и не замечал, что творится вокруг… Безжалостное выкорчевывание всех основ искусства, уничтожение всех возможностей для его восстановления не оставляло надежд». Рахманинову - человеку  далекому от политики, революция преградила творческий путь.
Популярность Рахманинова как пианиста за границей была огромна, с его именем связано множество анекдотов, (см: http://www.peoples.ru/art/music/composer/rahmaninov/facts.html). Интересно, что американцы считают Сергея Рахманинова великим американским композитором. Но сочинять вдали от родины он перестал. Журналисты часто спрашивали его о новых произведениях, на что он отвечал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя»… «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка…»
Скончался великий композитор 28 марта 1943 за несколько дней до своего семидесятилетия в Беверли-Хиллз в штате Калифорния.



Источник:  www.portal-slovo.ru , http://pianoskill.com/ru/

******************************************************************
Как Рахманинов получил свою единственную «тройку».
«Я учусь в консерватории и в этот вечер мучаюсь над сочинением аккомпанемента, который к завтрашнему дню надо кончить, - вспоминает племянница Рахманинова Зоя Прибыткова. -
Скрепя сердце сажусь за свой аккомпанемент, который после того, что я только что слышала (игру Рахманинова), кажется мне ещё противнее. Но завтра его будет проверять мой профессор Иосиф Иванович Витоль, придира, сухарь. Не дай бог параллельная квинта или октава попадутся - беда, двойка обеспечена.
Сергей Васильевич чувствует, как мне тошно, и идёт ко мне.
- Над чем стараешься, секретаришка? (так ласково Рахманинов называл свою племянницу).
Я начинаю ему жаловаться, что мелодия, к которой надо сочинить аккомпанемент, скучнейшая, в голову ничего не лезет, и вообще - плохо. У Сергея Васильевича поблёскивают озорные искорки в глазах, и он мне говорит:
- Не печалься, мой секретаришка, я тебе напишу аккомпанемент, а завтра ты мне скажешь, сколько за него Витоль поставит.
В двадцать минут аккомпанемент готов, да какой! С рахманиновскими триолями, с его характерными переливчатыми гармониями, со всей присущей его музыке прелестью. Сергей Васильевич очень доволен своей шуткой, а главное, «взволнован»: какую же отметку он завтра получит за свою работу?
Назавтра я, с невозмутимой физиономией, подаю «свою» работу Витолю. Смотрю, он играет и постепенно лицо его мрачнеет. А к концу вся фигура его выражает полное неудовольствие. Он говорит мне:
- Слишком вольная музыка. Недостаточно строго. Есть ошибки.
И влепляет мне - тройку! Я в восхищении! Лечу домой и показываю отметку Сергею Васильевичу.
Надо было видеть его восторг, когда он узнал, что композитор Витоль поставил  композитору Рахманинову тройку! Долго он не мог успокоиться, хохотал до слёз. А потом всем рассказывал, как благодаря мне заработал единственную тройку в жизни».
Tags: Музыка, Рахманинов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments