cotilina (cotilina) wrote,
cotilina
cotilina

Categories:

Don Giovanni - 225 лет. Окончание

Продолжение про «Дон Жуана», начало здесь (про Дона), здесь (про Лепорелло), здесь (про Церлину с Мазетто), здесь (про Эльвиру) и здесь (про Донну Анну и Дона Оттавио).

«Древнейшее происхождение имеет связанная с Дон Жуаном легенда о каменном госте, статуе, карающей преступника или его каким-то образом изобличающей или же кивком головы дающей ответы на заданные ей вопросы. Так, например, Аристотель в «Поэтике» рассказывает историю о том, как в Аргосе статуя некоего Мития упала и раздавила виновника смерти этого самого Мития, когда тот смотрел на нее. Согласно Плутарху, статуя Юноны наклоном головы ответила на мольбу Камилла взять под покровительство богини Рим, разгромленный галлами. По рассказу того же Плутарха, со статуей Фортуны общался Гней Марций Кориолан. Мотив статуи, наделенной чудотворной силой, получил распространение в драматургии средневековья: у Жана Боделя в «Игре о святом Николае» изваяние святого изобличает воров, ограбивших царскую казну. В античные и в средние века была известна во многих вариантах легенда о статуе Венеры, не пожелавшей расстаться с кольцом, случайно надетым на ее палец, и предъявившей права на его владельца. Таким образом, символика статуи характеризовалась двойственным значением: она могла быть как воплощением небесного правосудия, так и орудием сатаны, наделенным демонической силой. Столь же двойственной была трактовка образа каменного гостя в разных истолкованиях истории Дон Жуана». (С сайта www.dic.academic.ru)

Командор появляется в опере уже с первых тактов увертюры – это ведь его тяжелый, трагический Ре минор звучит вначале - тональность будущего Реквиема, которая воплощает образ смерти в разных его проявлениях. Это и неумолимый рок, и мольбы о сострадании. Олицетворение праведного гнева в первой сцене первого акта, и символ неотвратимой расплаты в финале. Не важно, как его загримируют, и какие будут в спектакле декорации, - Командор всегда внушает священный трепет. И не важно, это Дзеффиреллиевские страсти и ужасы в спектакле Met, или полуконцертная постановка из Concertgebouw 1994г, едва лишь он начнёт петь : Don Giovanni, a cenar teco m’invitasti, e son venuto, и кровь стынет в жилах. Это величественный старец, олицетворение власти и силы. Иначе Мнный старец, олицетворение власти и силы. _______________________________________________________________________________оцарт поручил бы эту партию не басу, а характерному тенору. Начало первого акта: Донна Анна отчаянно пытается задержать Дона, и тут появляется её отец со шпагой в руке. Он в гневе и вызывает соблазнителя дочери на смертный бой. Дон дерзко отвечает, что недостоин с ним сражаться, но Командор непреклонен: «И не пытайся бежать от меня»! Дон принимает бой, схватка очень непродолжительна, и Командор падет от руки Дона. (Мне не нравится, когда Коммендаторе слишком старый и немощный, мне по душе, когда он дерется с Доном как лев, а не вяло помахивая шпагой, подставляет под удар противника свой объемистый живот). Это место в партитуре, когда Командор смертельно ранен, этот пронзительный аккорд на сфорцандо с ферматой и далее пианиссимо - трио басов Ah! Soccorsoson tradito… - одно из любимейших в опере. Вот полуконцертная постановка 1994г., за пультом – Джон Элиот Гардинер (Дон Жуан – Родни Гилфри, Лепорелло – Ильдебрандо Д’Арканджело, Командор – Андреа Силвестрелли).

http://youtu.be/JVHMhxgsBlQ

(Для сравнения: вот так изобразил сцену поединка Джузеппе Гаццанига (аудио, без видеоряда): Дон Жуан – Дуглас Джонсон, Паскуарьелло – Ферруччо Фурланетто, Командор – Йоханн Тилл):  с 3.08 - Qual tradimento! Perfido! Indegno!



Во втором акте впервые появляется то мистическое, таинственное «нечто», когда статуя Командора «поджидает» своего убийцу на кладбище. Сцена из второго акта, когда Дон, поколотив Мазетто, скрывается за стеной кладбища и беспечно рассказывает Лепорелло о том, как случайно встретил на улице прекрасную незнакомку, и она приняла его, переодетого в платье слуги, за своего муженька. На возмущенную реплику Лепорелло Дон отвечает громким хохотом… Веселье Дон Жуана прерывает грозный голос из потустороннего мира: Di rider finirai pria dellaurora. После этой сцены на кладбище развязка наступает очень быстро – в финале второго акта, когда статуя Коммендаторе появляется на ужине у Дон Джованни, к ужасу Лепорелло и Эльвиры. Мощные удары аккордов рисуют тяжелую поступь статуи, и тут к духовым добавились три тромбона – как ослепительные молнии! Вокальная партия Командора непохожа на партии других героев – тут и зловещая декламация, остинатное повторение одной ноты, и характерная грозная нисходящая кварта, и октавные скачки, (даже дуодецимы!) и хроматизмы… Это самый жуткий и яркий, и самый интересный для режиссерского прочтения момент, как появится Командор, в дыму и пламени, в ледяной космической синеве, в тумане, сопровождаемый извивающимися тенями с того света… Это может быть ожившая статуя, протягивающая Дону железную или каменную руку для ледяного рукопожатия, или это исполинская неподвижная фигура, или статуя на постаменте, кивающая головой… Я больше всего люблю Курта Молля в этой сцене, спектакль Met 1990г., постановка Франко Дзеффирелли.

Дон прекрасно понимает, что принесёт ему ледяное рукопожатие Командора - это последний этап их борьбы. Но он дерзко отвечает, что не боится, и не будет каяться, и его последнее «Нет!» утверждает торжество непокоренности.

Следуя установившейся традиции XVIII века, Моцарт написал морализирующую последнюю сцену, которую в современных постановках обычно исключают: Scena ultima. Leporello, Donna Anna, Donna Elvira, Don Ottavio, Zerlina, Masetto con ministri di giustizia* (которых я ни разу не видела, честно говоря). После гибели Дона в его замке появляются все участники спектакля, и Лепорелло на их вопрос «где же бессовестный, где негодяй?» прерывающимся от пережитого ужаса голосом рассказывает:

Più non sperate...

di ritrovarlo...

più non cercate:

lontano andò.

(Не надейтесь найти его, и не ищите: он уж далеко…) Тут все действующие лица принимаются рассказывать о своих планах: Дон Оттавио и Донна Анна поженятся через год, Донна Эльвира уйдет в монастырь, Церлинетта с Мазетто пойдут домой ужинать, а Лепорелло направится прямиком в остерию, чтобы утопить своё горе в вине, чтобы найти хозяина получше. Хором они поют старинную песенку: «Жизнь нам всем дает урок, добродетель ждет награда, сам себя казнит порок».


Tags: bassomania, don giovanni, Моцарт, Опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments